Закрыть
Введите ваш город
или Любой город
Сохранить
Определить автоматически
Закрыть
Ваш город Columbus?

Укажите город, чтобы увидеть ближайшие объявления

или Любой город
Все верно
Изменить город
Ссылка скопирована
Мои публикации
Обслуживание

Греть нельзя сразу ехать

Александр Николаев 19.04.2026 5434 44 41 7

Физика прогрева: Почему 5 минут езды на 2000 оборотах спасают мотор, а 15 минут на холостых — убивают.

Всем привет! В комментариях под прошлой статьей разгорелся настоящий пожар. "Эксперты" обвинили меня в незнании физики, тепловых зазоров и расширения металлов, утверждая, что мотор нужно греть на месте до посинения.

Что ж, вызов принят (убьем выходной)))). Давайте отложим эмоции, откроем учебник физики работы двигателя внутреннего сгорания и по пунктам разберем, почему плавное движение на 2000 об/мин прогревает мотор в разы быстрее и безопаснее, чем тарахтение на холостом ходу.

Факт 1. Закон сохранения энергии: Откуда берется тепло?

Двигатель — это тепловая машина. Единственный источник тепла в нем — сгорающее топливо. Правило тут железобетонное: чем больше бензина сгорает в единицу времени, тем больше выделяется тепловой энергии.

  • На холостых (800 об/мин): Мотор работает без нагрузки, тратя энергию только на то, чтобы крутить самого себя. В цилиндры впрыскивается минимум топлива (расход около 0.7–0.9 литра в час). Энергии выделяется крохи, которых едва хватает, чтобы согреть антифриз и отдать часть тепла в ледяной воздух через капот.
  • В движении (2000 об/мин): Автомобиль совершает работу — тащит полторы тонны веса. Дроссельная заслонка открыта шире, ЭБУ подает в цилиндры в 4–5 раз больше топлива (расход вырастает до 4-5 литров в час). Больше топлива + больше воздуха = мощные микровзрывы, которые моментально отдают огромное количество тепла в стенки блока цилиндров.

Факт 2. Тепловые зазоры и ловушка холостого хода 📏

Адепты долгого прогрева обожают кричать про «холодные зазоры». И в чём-то они правы — зазоры действительно есть. Но они не понимают, что холостой ход не спасает от них, а растягивает самую опасную фазу.

Давайте разложим процесс прогрева на две стадии, чтобы стало ясно.

Стадия 1: «Холодная перекладка» (первые 1-2 минуты)

Поршень сделан из алюминиевого сплава, а блок цилиндров — из чугуна. Алюминий расширяется вдвое быстрее. На холодном моторе зазор между поршнем и цилиндром максимальный.

  • На холостых: Тепла выделяется так мало, что поршень греется еле-еле. Он буквально болтается в цилиндре (это называется перекладка поршня), стуча юбкой по стенкам. Это фаза «холодного износа».

Греть нельзя сразу ехать фото 1 из 2

  • Под нагрузкой (2000 об/мин): Раскаленные газы под давлением бьют в днище поршня, и он быстро расширяется до безопасной формы за 1-2 минуты, сокращая время болтанки.

Стадия 2: «Горячий поршень в ледяном цилиндре» — вот где кроется главный убийца

Дальше начинается самое интересное. Алюминиевый поршень нагревается очень быстро — буквально за 20-30 секунд его температура подскакивает до 150-200°C, и он сильно расширяется. А массивный чугунный блок остаётся ледяным (особенно на холостых).

  • На холостых: В этой фазе тепла от 800 об/мин катастрофически не хватает, чтобы прогреть блок. Зазор между уже горячим, расширившимся поршнем и холодным цилиндром становится критически маленьким. Поршень начинает работать «в распор», выдавливая масляную пленку. Возникает полусухое трение, перегрев и те самые задиры на юбке поршня (особенно в районе бобышек под 45°). И этот ад длится ровно столько, сколько вы стоите на месте и «греетесь» — все 10-15 минут!
  • Под нагрузкой (2000 об/мин): Двигатель сжигает в 4-5 раз больше топлива. Этого тепла хватает, чтобы быстро прогреть стенки цилиндров. Блок «догоняет» поршень по температуре за 2-3 минуты, и опасный минимальный зазор исчезает, сменяясь штатным рабочим.

💡 Вывод по физике зазоров:

Холостой ход — это наихудший компромисс. Он растягивает первую фазу (холодная болтанка) и загоняет мотор во вторую фазу (горячий поршень в холодном цилиндре) на долгие минуты. Плавное движение на 2000 об/мин, наоборот, сокращает обе опасные стадии до безопасного минимума, быстро приводя мотор к расчетным тепловым зазорам.

Факт 3. Давление масла и гидродинамический клин 🛢️

«На холодную масло густое, нельзя давать обороты!» — кричат в гаражах. Опять ошибка (Если мы говорим про современные масла жиже 5W-40).

Густое масло тяжело прокачать. На холостых оборотах масляный насос крутится медленно, выдавая минимальное давление (около 1.5 бар). Детали смазываются плохо.

Как только вы плавно поднимаете обороты до 2000, производительность масляного насоса резко возрастает, давление прыгает до 3–4 бар. Густое масло под сильным давлением моментально пробивает себе путь по всем каналам. Между вкладышами и коленвалом образуется мощный и упругий масляный клин.

Греть нельзя сразу ехать фото 2 из 2

Детали перестают касаться друг друга металлом. Плюс, от активного перемешивания (гидродинамического трения) само масло нагревается в разы быстрее, приобретая нужную текучесть.

Факт 4. Эффект «Бензинового душа» 🚿

На холодном моторе бензин плохо испаряется. Чтобы машина не заглохла, компьютер сильно обогащает смесь (льет больше топлива).

На холостых оборотах этот несгоревший бензин оседает на ледяных стенках цилиндров и работает как растворитель — он смывает масляную пленку! Поршневые кольца трутся всухую. И чем дольше вы греете машину на месте, тем дольше смывается масло.

В движении стенки цилиндра нагреваются за пару минут, бензин начинает нормально испаряться, и ЭБУ возвращает смесь в нормальный (обедненный) режим. Смыв масла прекращается.

🔊 Бонус-факт: Почему на холодную стучат гидрокомпенсаторы?

Наверняка каждый слышал этот противный утренний стрекот из-под капота, который исчезает через пару минут. Это «поют» гидрокомпенсаторы (ГК). Многие грешат на плохое масло или износ мотора, но на самом деле в большинстве случаев виноват именно долгий холостой ход.

Что такое гидрокомпенсатор? Это крошечный гидроцилиндрик, который с помощью давления масла автоматически убирает зазор между кулачком распредвала и клапаном. Когда масла внутри нет — кулачок бьет по «пустому» компенсатору и раздается тот самый металлический цокот.

Почему он стучит дольше на холостых?

После холодного пуска масло густое и с трудом пролезает в микроскопические каналы ГК. На холостых оборотах давление в масляной системе минимальное (1.5–2 бар). Масло вяло сочится, гидрокомпенсаторы «завоздушены» и продолжают стучать все те 5–10 минут, пока вы стоите и греетесь. Мотор работает в режиме масляного голодания ГК, что ускоряет их износ.

Что меняется при плавном движении?

Как только вы трогаетесь и поднимаете обороты до 2000, давление масла подскакивает до 3–4 бар. Это работает как гидроудар: густое масло буквально продавливается в гидрокомпенсаторы, мгновенно заполняя их. Одновременно двигатель быстрее прогревается, масло разжижается, и уже через минуту-другую цокот полностью пропадает.

Вывод: Если ваши гидрокомпенсаторы стучат по 10 минут каждое утро — вы не заботитесь о моторе, а устраиваете им ежедневную пытку масляным голодом. Плавный старт спасет и ваши нервы, и карман от внеплановой замены ГК.

Резюме для тех, кто понял физику 🎓

Езда на 2000 об/мин на холодном моторе — это не насилие над техникой. Это грамотная, интенсивная термотерапия. Вы заставляете двигатель генерировать достаточно тепла, чтобы он максимально быстро вышел на рабочие зазоры, поднял давление масла и перестал смывать смазку бензином. А долгий холостой ход — это просто растягивание агонии холодного мотора.

Но для тех, кому формулы кажутся скучными, давайте перейдем к суровой практике. Поговорим о реальных машинах, которые умирают из-за долгого холостого хода.

🛑 Пример 1: «Синдром водителя босса» (Mercedes S-Class и BMW 7 Series)

Зайдите в любой профильный сервис по ремонту немецкого премиума и спросите моториста: какие машины чаще всего приезжают на «капиталку» с задирами в цилиндрах на смешных пробегах в 50-60 тысяч км?

Ответ вас удивит: это роскошные представительские седаны (S-Class, Maybach, BMW 7). Почему? Потому что это классическая «машина с водителем».

Представьте зиму. Босс ушел на переговоры или в ресторан на три часа. Персональный водитель сидит в машине. Чтобы не замерзнуть (или летом, чтобы не вспотеть), он не глушит двигатель. Огромный V8 молотит на холостых оборотах часами.

Что происходит внутри:

Давление масла на холостых — минимальное. Масляные форсунки, которые должны разбрызгивать масло на стенки цилиндров и охлаждать днище поршня, при таком низком давлении просто закрыты (они открываются клапаном только при повышении оборотов!). В итоге тяжеленный поршень елозит по цилиндру почти на сухую, бензин потихоньку смывает остатки смазки. Через пару лет такой эксплуатации дорогущий немецкий блок цилиндров покрывается глубокими задирами. Ремонт — от миллиона рублей. И всё это из-за банального холостого хода.

🛑 Пример 2: Любители автозапуска и «коротких пробегов»

Еще одна категория «убийц моторов» — люди, которые зимой заводят машину с брелка за 20 минут до выхода (у меня жена так делает). Потом они садятся в теплый салон, едут 10 минут до работы и глушат машину.

Что происходит внутри:

За 20 минут работы на обогащенной холодной смеси в картер неизбежно попадает несгоревший бензин и конденсат (вода). Чтобы масло самоочистилось и выпарило из себя эту агрессивную дрянь, двигатель должен поработать под хорошей нагрузкой и полностью прогреть масло до 90-100 градусов.

Но человек едет всего 10 минут по пробкам! Масло просто не успевает нагреться. В итоге вода и бензин остаются в картере. Масло стремительно окисляется, теряет свои свойства и превращается в густой гуталин, забивая тонкие масляные каналы.

🛑 Пример 3: Смерть катализаторов и сажевых фильтров

На холостых оборотах температура выхлопных газов минимальна. Топливо сгорает неэффективно, образуя огромное количество сажи.

Если вы любите часами стоять заведенным, эта сажа летит прямиком в катализатор (на бензине) или сажевый фильтр (на дизеле). Из-за низкой температуры выхлопа процесс самоочистки (прожига) не запускается. Соты забиваются наглухо. Итог: машина перестает тянуть, выхлопная система требует вырезки катализатора и перепрошивки ЭБУ. А это десятки тысяч рублей.

📚 Для тех, кто не верит: Слово авторитетным экспертам

Я понимаю, что для кого-то я просто автор на портале KS-AUTO. Но мои слова подтверждают ведущие автомобильные инженеры и журналисты России.

Поэтому, я приведу некоторые ссылки на которые я опирался при написании данного материала:

Вот несколько прямых ссылок на авторитетные издания (копируйте, переходите и читайте, если не верите мне):

  1. Журнал «За рулем»
  2. тут
  3. тут
  4. Автовзгляд тут
  5. тут
  6. Carsweek тут

📜 Официальные выдержки из руководств по эксплуатации

BMW (M3 2006 г. в.): “Do not allow the engine to warm up by leaving it running while the vehicle remains stationary. Instead, drive off immediately at a moderate engine speed.” (Не прогревайте двигатель на стоящем автомобиле. Вместо этого начинайте движение немедленно на умеренных оборотах.)

BMW (7‑й серии 2000 г. в.): “Do not allow the engine to warm up by leaving it running while the vehicle remains stationary. Instead, begin driving immediately at a moderate engine speed.” (Не прогревайте двигатель на стоящем автомобиле. Вместо этого начинайте движение немедленно на умеренных оборотах.)

Mercedes‑Benz (GLA): “Do not warm up the engine when the vehicle is stationary. Drive off immediately. Avoid high engine speeds and driving at full throttle until the engine has reached its operating temperature.” (Не прогревайте двигатель на стоящем автомобиле. Начинайте движение немедленно. Избегайте высоких оборотов и полного газа до выхода на рабочую температуру.)

Mercedes‑Benz (AMG GLE 63 2019 г. в.): “Do not warm up the engine while stationary. Pull away immediately. Avoid high engine speeds and full throttle until the engine has reached its operating temperature.” (Не прогревайте двигатель на месте. Начинайте движение сразу. Избегайте высоких оборотов и полного газа до достижения двигателем рабочей температуры.)

Mercedes‑Benz (S‑Class 2010 г. в.): “Allow the engine to warm up under low load use. Do not place full load on the engine until the operating temperature has been reached.” (Прогревайте двигатель при низкой нагрузке. Не давайте полную нагрузку до достижения рабочей температуры.)

Mercedes‑Benz (G‑Class 2018 г. в.): “Warm up the engine quickly. Do not use the engine’s full performance until it has reached operating temperature.” (Быстро прогрейте двигатель. Не используйте полную мощность до достижения рабочей температуры.)

Audi (100): “The engine does not require warming up while the vehicle is stationary. The engine warms up during driving in lower gears. You can start driving immediately after starting the engine.” (Двигатель не требует прогрева на стоящем автомобиле. Прогрев двигателя происходит при движении на низших передачах. После пуска можно сразу начинать движение.)

💎 Финальный итог

Езда на 2000 об/мин на холодном моторе — это не насилие над техникой. Это грамотная, интенсивная термотерапия. Вы заставляете двигатель генерировать достаточно тепла, чтобы он максимально быстро вышел на рабочие зазоры, открыл масляные форсунки и перестал смывать смазку бензином.

А долгий холостой ход — это просто растягивание агонии холодного мотора. Оставьте привычку греть машину по 20 минут в прошлом веке, вместе с карбюраторами и минеральным маслом.

👍 P.S. О важном

Братцы, если этот урок физики разложил всё по полочкам и помог вам понять, как реально работает ваш двигатель — обязательно жмите ЛАЙК! ❤️

Эта статья написана специально для конкурса авторов на портале KS-AUTO. Ваша поддержка доказывает, что здравый смысл и наука всегда побеждают гаражные байки.

Заходите в мой профиль, подписывайтесь и читайте другие материалы (там много интересного про запчасти, законы и историю автопрома): Перейти в блог автора на KS-AUTO.

А теперь жду «физиков» в комментариях! Уже готовлюсь к дизлайкам)))) Кто готов оспорить законы термодинамики? Погнали обсуждать! 👇

#прогревавто #запуск #масляный #клин #Bmw #автомобиль #авто #BMW
5434 44
Комментарии (44)
Войдите, чтобы оставить комментарий
19.04.2026 18:46 (изменён 21.04.2026 09:39)
По факту, как моторист скажу:

Если вы не греете машину, густое мало моторное не с нужной скоростью проходит через маслозаборник и фильтр:)
Масляное голодание в мороз, штука обычная. Выбивание резинового уплотнителя из под фильтра тоже.
Фокус чреват появлением задиров на вкладышах и распредвалах.

Это то, о чем говорит практика:) Не читайте вы маркетологов. Грейте, пока стрелка не уйдет на деление вверх. Иначе, сделаете нас богаче:)
19.04.2026 18:58 (изменён 20.04.2026 07:06)
Главное, чтоб по больше ездили в морозы! Машину же покупали для себя, а не себя для машины. Такие как автор опуса про ненужность прогрева не оставит без работы авторемонтный бизнес, таких нужно поощрять! Кстати, амортизаторы нужно прогреть в -20С покатавшись с "огоньком " по лежачим, ага. Логика сейчас не в моде, так пусть платят за собственное обучение рублем.
19.04.2026 19:00 (изменён 20.04.2026 03:57)
Зря раскрыл лайф-хак!
Больше же будет клиентов, нет?;)
19.04.2026 19:10 (изменён 21.04.2026 09:40)
Илья, я не сомневаюсь. В том что Вы за свой опыт видели немало положенных моторов. Но спросите этих владельцев, КАК именно они ехали эти первые километры. Они крутили мотор до 2000 или сразу обгоняли фуру на трассе? Практика показывает, что 90% тех, кто НЕ греет на месте, воспринимают это как "можно сразу наваливать". А это убивает мотор даже быстрее, чем стояние на холостых. Моя статья именно про разницу между "ехать плавно" и "нагружать холодным". Плюс я указал что с маслом вязкости от 5w-30 , и ниже. При температуре ниже -15 считаю что как только стрелка тахометра опускается в прошивке -можно ехать (3-5 минут). Эту войну не выиграть слишком много моторов положили в прошлом на густом масле))))
19.04.2026 19:03 (изменён 20.04.2026 03:56)
На самом деле простыми словами нужно греть масло, а не двигатель. Да тепла больше выделяется при движении и нагрузке. Да в момент движения двигатель сжигает больше топлива и создаёт больше давления в цилиндре. Но !!! Масло при температуре -10 не выполняет свои функции. У смазочных материалов есть диапазон рабочих температур. Именно из-за этого и рекомендуют греть двигатель. Что бы вывести масло в диапазон рабочих температур, а не давать нагрузку сразу. И нет! Масляный насос при -15 или -20 не прокачивает масло так, что бы оно мгновенно обволакивало все на 2000 оборотах. Этого просто не происходит. Можете в этом убедиться по многочисленным роликам с экспериментами по маслам.
19.04.2026 21:19 (изменён 20.04.2026 15:07)
Вы правы, масло на морозе густеет, это факт. Но современные "синтетика" 0W и 5W созданы так, чтобы сохранять текучесть и прокачиваться даже в сильные морозы — это подтверждают тесты производителей масел. А главное, что говорят инженеры BMW, Mercedes и VAG? Они в один голос рекомендуют не стоять на месте, а начинать плавное движение через 30-60 секунд. Это самый эффективный способ прогреть и масло, и двигатель. Вы правы, что при -10 оно гуще. Но давайте посмотрим на цифры: на холостых давление масла около 1.5-2 бар, а на холодную при пуске оно подскакивает до 5 бар. Этого давления с головой хватает, чтобы "продавить" густое масло по всем каналам. А когда мы начинаем плавно ехать на 2000 об/мин, давление становится еще выше, а главное — масло под нагрузкой греется в разы быстрее. Поэтому 1-2 минуты на месте и плавный старт — это не насилие, а самый щадящий и быстрый способ вывести мотор и масло на рабочие температуры.
19.04.2026 19:15 (изменён 20.04.2026 03:54)
Уважаемый автор, большое спасибо за проделанный труд, но есть небольшой нюанс который остался не совсем понятен, при движении на 2000 оборотах двигатель прогревается быстрее, это логично с той стороны, что большее количество ходов поршня совершено и соответственно за то же время сожжено большее количество ТВС. Но как это раскрывает меньший износ? Ведь по сути просто те же 2000 оборотов двигатель сделал за минуту, а не за 2-3 минуты. То есть в этом случае получается лишь более быстрое получение большего количества тепла, остальные физические процессы хотелось бы сказать, что проистекают также, но вспоминается, что если машину на механике на холостом ходу, пусть даже с небольшим газом направить в горку и горка окажется крутой, то машина заглохнет, не хватило мощности, при этом обороты начали падать но количество ТВС поступает то же и вполне логично предположить, что давление внутри камеры растет. Отсюда можно сделать вывод, что когда вы на холодную начинаете ехать физика процесса все же меняется и одна из сил (давление газов на поршень) выше и последствия этого давления сильнее. Даже если бензиновый душ длится минуту с повышеным количеством оборотов поршень делает за минуту больше ходов, что нанесет с увеличенным усилием ещё больший урон (гребанные японские инженеры и остальные нифига не просчитывают ТВС чтобы сгорала). Хотя как то видел в жизни один пример едет жига шестерка и глохнет а от нее бензином несет. Вот там бензиновый душ и свечи заливает…… что касается задиров на 50-60 ткм, есть такая штука моточасы называется и не всегда она привязана к пробегу, поэтому некоторые масло меняют не раз в 10 а раз в 5 тысяч, так как много работают на холостых двигатели……
19.04.2026 21:26 (изменён 20.04.2026 08:59)
Спасибо за глубокий и вдумчивый вопрос! Вы подметили очень важный нюанс, который часто упускают даже опытные водители. Действительно, на первый взгляд кажется парадоксом: больше оборотов — больше циклов трения — больше износ.

Но разгадка в том, что интенсивность износа на холодном моторе в разы выше, чем на прогретом. Давайте посчитаем вместе:

На холостых: 15 минут × 800 об/мин = 12 000 ходов поршня в режиме масляного голодания, смыва плёнки бензином и стучащей перекладки.

В движении: 3 минуты × 2000 об/мин = 6 000 ходов поршня, причём с каждой секундой давление масла растёт, зазоры приходят в норму, а бензиновый душ прекращается.

Получается, что плавное движение сокращает общее количество «вредных» циклов вдвое, а условия в каждом из них — в разы лучше.

По поводу нагрузки: при плавной езде на 2000 об/мин она минимальна (15-25% от максимума), но её достаточно, чтобы поднять давление масла до 4 бар и создать надёжный масляный клин, которого нет на холостых. Именно этот клин защищает поршень от возросшего, но всё ещё умеренного давления газов.

И да, вы правы насчёт моточасов! Для машин, которые часами молотят на холостых (такси, «синдром водителя босса»), масло нужно менять чаще — это прямое доказательство того, что холостой ход убивает масло и ускоряет износ.

Спасибо за ваш комментарий!
20.04.2026 05:09 (изменён 20.04.2026 07:00)
Понял, Вы правы
20.04.2026 21:36
Моточасы никогда не были привязаны к пробегу. Открою секрет -они и к астрономическому часу не привязаны! Двигатель, работающий один час на холостых и двигатель, работающий один час на 2000 об/мин, нарабатывают разное количество моточасов!
Рекомендации по замене масла по пробегу даются для того, чтобы рядовой пользователь не заморачивался с подсчетом моточасов.
Замена масла требуется по срабатыванию присадок, а происходит это примерно через 200-250 моточасов. Опытным путем определено, что происходит это примерно на пробегах 10 -15 тыс. километров. Но нужно понимать, что методики тестирования усреднены и не учитывают всех нюансов эксплуатации.
Опять же, автор статьи почему-то уверен, что при движении давление масла в двигателе повышается выше 4 бар и пытается убедить нас в этом...🤣 Так же он приводит термин "короткий пробег", не давая расшифровки но используя его как аргумент за начало движения на холодном моторе. Так вот, за 20 минут на холостом ходу и 10 минут езды мотор вполне успеет прогреться. И да, это не будет "короткой поездкой"!
Вообще, после прочтения сего опуса есть стойкое убеждение, что сграфоманен он был ради объема без попытки вникнуть в суть вопроса.
Пользователь 20.04.2026 21:36 спасибо за ваш подробный комментарий! Чувствуется, что вы знакомы с понятием моточасов и задумываетесь о процессах внутри двигателя. Это похвально. Однако позвольте внести ясность по нескольким важным пунктам, в которых, как мне кажется, произошла путаница.

1. О моточасах и их связи с нагрузкой.

Вы совершенно правы в том, что моточас — это единица измерения износа, которая не равна астрономическому часу и зависит от нагрузки. Час работы на холостых и час работы под полной нагрузкой — это, с точки зрения ресурса, разные моточасы. С этим никто не спорит.

Но в моей статье речь шла не о расчёте ресурса масла, а о времени работы двигателя в опасном, непрогретом состоянии. Я использовал термин «моточасы» в контексте того, что многие ошибочно считают: «раз машина стоит на месте, то износ меньше». Моя мысль была в том, что длительная работа на холостых увеличивает общее время работы двигателя, а значит, и наработку в «астрономических» часах, что ведёт к необходимости чаще менять масло. Именно поэтому для машин, которые много молотят на холостых (такси, авто с водителем), интервалы замены масла сокращают, что вы и сами подтверждаете.

2. О давлении масла в 4 бар.

Вы пишете с иронией: «автор уверен, что при движении давление масла повышается выше 4 бар и пытается убедить нас в этом... 🤣»

Это не моя уверенность, а физический факт, который легко проверить, подключив механический манометр к масляной магистрали любого автомобиля. На холостых оборотах (после прогрева) давление обычно составляет 1.5–2.0 бар. При поднятии оборотов до 2000–2500 об/мин (без нагрузки, просто нажатие на педаль) давление гарантированно поднимается до 3.5–4.5 бар, а на некоторых моторах и выше. Это базовая гидравлика: производительность шестерёнчатого насоса прямо пропорциональна оборотам. Да, на холодном масле сопротивление выше, но и насос создаёт большее усилие. Факт роста давления с оборотами — неоспорим.

3. О «короткой поездке» после автозапуска.

Вы пишете: «за 20 минут на холостом ходу и 10 минут езды мотор вполне успеет прогреться. И да, это не будет "короткой поездкой"!»

Вот здесь ключевое недопонимание. Антифриз прогреется за 20 минут работы на холостых? Да, возможно. Но моторное масло в поддоне и в магистралях — нет. Чтобы масло прогрелось до 80–90°C и начало активно испарять из себя конденсат и бензин, попавшие туда за 20 минут «богатой» смеси на холостых, нужна работа под нагрузкой в течение 15–20 минут непрерывного движения. 10 минут езды, особенно в пробках, для этого катастрофически мало. В итоге владелец получает эмульсию, которая окисляет масло и ускоряет износ двигателя. Именно этот сценарий я и называю «короткой поездкой» после долгого автозапуска.

4. О графомании.

Вы вправе считать мою статью графоманией. Но я опираюсь не на собственные фантазии, а на:

· Законы термодинамики (чем больше топлива сжигается, тем больше тепла выделяется).
· Официальные сервис-мануалы автопроизводителей (которые прямо запрещают долгий прогрев на месте).
· Физику работы подшипников скольжения (гидродинамический клин требует давления и потока).

Если мои объяснения показались вам излишне многословными — что ж, возможно, для кого-то они стали полезным ликбезом. Я не претендую на истину в последней инстанции, но считаю важным доносить до водителей современные, научно обоснованные подходы к эксплуатации автомобиля, а не «гаражные мифы» 30-летней давности.

Спасибо, что уделили время прочтению и написанию развёрнутого отзыва. Конструктивная критика всегда помогает делать материалы лучше. Удачи на дорогах!
19.04.2026 19:22 (изменён 20.04.2026 03:54)
Сову на глобус под своё понимание процесса натянули. Версия возможно рабочая, но в частном случае(температура, двигатель, вязкость масла). По факту машину нужно греть/дать поработать хотя бы 1.5-2 минуты и далее в зависимости от условий ехать не насилуя технику. И многочисленные статьи по корейским задранным моторам, говорят о обратном. Цилиндры задирает расширенным подогретым поршнем, его вклинивает в цилиндре, так как блок ещё холодный. Гонщики получают проблемы на ранних стадиях, остальные как повезёт, но там даже меняли схему прокачки антифриза
19.04.2026 20:57 (изменён 20.04.2026 08:59)
Вы правы, проблема задиров на моторах Theta II/G4KD и Nu/G4NA действительно существует. Но давайте посмотрим на причины, которые называют эксперты:

Локальный перегрев поршня из-за отсутствия масляных форсунок охлаждения или неудачной конструкции поршня.

Эксплуатация на непрогретом моторе.

В чем связь с нашей темой? При долгом прогреве на холостом ходу масло к поршню поступает плохо (мало давления), и он перегревается еще быстрее. Горячий поршень расширяется в холодном блоке и «карябает» цилиндр. Вывод: Плавный старт с прогревом в движении сокращает время работы поршня в режиме перегрева и ускоряет прокачку масла, что критически важно для этих двигателей.
19.04.2026 19:22
Сову на глобус под своё понимание процесса натянули. Версия возможно рабочая, но в частном случае(температура, двигатель, вязкость масла). По факту машину нужно греть/дать поработать хотя бы 1.5-2 минуты и далее в зависимости от условий ехать не насилуя технику. И многочисленные статьи по корейским задранным моторам, говорят о обратном. Цилиндры задирает расширенным подогретым поршнем, его вклинивает в цилиндре, так как блок ещё холодный. Гонщики получают проблемы на ранних стадиях, остальные как повезёт, но там даже меняли схему прокачки антифриза
19.04.2026 20:52 (изменён 20.04.2026 07:02)
Артем, вы верно описали механизм образования задиров: горячий поршень расширяется в еще холодном блоке. И вы, Артём, правы насчет других зазоров, которые выходят на рабочий режим только при прогретом масле. Но ключевой вопрос: какой режим быстрее и безопаснее выводит мотор из этой опасной фазы?
19.04.2026 19:22
Если на дворе лютая зима, запускаю предпусковой, через 30 минут машина заведется сама, если просто прохладно, заведу машину далее предпусковой, не хочу садиться в холодную :))

Все с брелка ))
Старлайн а93.
19.04.2026 21:00 (изменён 20.04.2026 14:25)
У меня на ниве тоже старлайн а93)))) предпусковой конечно вещь - жаль его у меня нет)) . Нужно было обязательно написать про него в статье, считаю упущением
19.04.2026 19:25 (изменён 20.04.2026 03:51)
В европейских тачках везде написано что бы не горели авто, так как они же за экологию, а если будут гореть как положено, о какой экологии идёт речь. И о том же если оставят данную запись все автолюбители будут тех, кто истерит по поводу экологии, тыкать пальцем что я всё по инструкции делаю.
И вот ещё, эти же любители чаще появляются в СТО.
Когда машина запускается обороты по умолчанию добавляет, соответственно как пишет автор давление становится нормальным.
19.04.2026 19:30 (изменён 20.04.2026 06:24)
Добавлю, с автором по поводу работы на холостых согласен. Но там речь идёт про холостые на прогретой машине. Которые составляет 0,6...-0,7*1000 об/м.
Я не слесарь конечно но когда масло прогрето оно становится очень жидким особенно 0w-20 например соответственно на малых оборотах давления совсем нет, от сюда отсутствие масляного калина и т.п.
19.04.2026 21:05 (изменён 21.04.2026 09:44)
Действительно, ЭБУ сразу после холодного пуска поднимает обороты до 1200-1500 об/мин, чтобы ускорить прогрев катализатора и мотора. Падение этих оборотов до обычных (650-800 об/мин) — отличный индикатор того, что можно начинать движение. Но важно понимать: даже после этого момента мотор и масло все еще далеки от рабочей температуры, поэтому первые километры нужно проезжать без резких ускорений. Статья была как раз об этом..... что после небольшого прогрева едем аккуратно до рабочей температуры.....но как всегда никто не дочитал))))). Зато какой холивар )))) Алгоритмы в поисковых системах продвинут этот пост и КС-авто станет выше в выдаче))))). А истина всегда рождается в споре. Если кто то что новое узнал- Уже не зря)))
19.04.2026 21:12 (изменён 20.04.2026 07:15)
Это очень распространенное заблуждение. Если бы это было связано только с экологией, то в руководствах писали бы: «Не грейте, чтобы не загрязнять воздух». Но инженеры пишут иначе: «Do not warm up the engine while stationary. Drive off immediately at a moderate engine speed.» (Не прогревайте двигатель на месте. Начинайте движение немедленно на умеренных оборотах). Это не экологическая, а техническая рекомендация. Инженерам все равно на экологию в ущерб ресурсу. Они проектируют мотор так, чтобы он ходил долго. И их прямое указание — не стой на месте.
19.04.2026 19:35 (изменён 20.04.2026 07:04)
Если свой дизель буду греть на месте, в мороз пройдет вечность. Не знаю как по науке, но когда морозно, завел двигатель, дал ему поработать минутку другую , пока прогреются сидения с подогревом, руль согреется, коробку на месте прогрел, перемещением рычага АКПП в Д, Р, Н по полминутки, и можно ехать неспеша на полутора двух тыщах оборов, пока не прогреется до 50-60 градусов. Иначе я буду полчаса на месте ждать, пока машина согреется. А про коробку автор не написал. Ее ж тоже надо прогреть,
Про сажевый есть своя доля правды. Считаю что греть надо, но так, чтоб прям долго. Не моторист со стажем, просто пользователь. Ни разу проблем с двигателем не было, меняю масло раз в 7 тыщ, грею на месте, но не долго, на холодную не кручу движок. На горячую даю обороты. Особенно после зимы и коротких прогревов надо иногда давать машине поработать на высоких оборотах, движок только спасибо скажет.
20.04.2026 06:21
Предпусковой ставить :)
Тоже дизель у меня, и он стоит )
19.04.2026 19:37 (изменён 20.04.2026 03:51)
почему автор холостые обороты указывает как 800? в современных двигателях прогревочные обороты около 1500, так настроена автоматика, и тольео когда двигатель прогреется до плюсовых температур обороты падают до 700/800 в зависимости от настроек производителем

так что моё мнение, греть до падения оборотов, а потом можно потихонечку ехать

сам грею автозапуском, 15 мин вполне достаточно, завел машину м пульта, через 15 минут вышел , сел, поехал потихонечку, пока выезжаешь со двора машина прогреется
19.04.2026 21:07 (изменён 20.04.2026 07:05)
Действительно, ЭБУ сразу после холодного пуска поднимает обороты до 1200-1500 об/мин, чтобы ускорить прогрев катализатора и мотора. Падение этих оборотов до обычных (650-800 об/мин) — отличный индикатор того, что можно начинать движение. Но важно понимать: даже после этого момента мотор и масло все еще далеки от рабочей температуры, поэтому первые километры нужно проезжать без резких ускорений. Статья была как раз об этом..... что после небольшого прогрева едем аккуратно до рабочей температуры.....но как всегда никто не дочитал))))). Зато какой холивар )))) Алгоритмы в поисковых системах продвинут этот пост и КС-авто станет выше в выдаче))))). А истина всегда рождается в споре. Если кто то что новое узнал- Уже не зря)))
19.04.2026 19:57 (изменён 20.04.2026 03:50)
Да все вы тут очень красиво написали. Даже картинок много нарисовали.
Но есть одно НО.
Вы все это описали так сказать в сфере зазоров поршень-цилинтр.
А еще есть зазоры поршень-палецшатун, шатун-коленвал, коленвал-блок.
И вот эти сочленения, принимают на себя ударные воздействия и нагреваются они медленно, особенно последние два.
Далее что то вам объяснять нет смысла...
19.04.2026 21:32 (изменён 20.04.2026 07:06)
Артём вы затронули архиважный момент, и я рад, что вы о нём спросили! Вы абсолютно правы: зазоры поршень-цилиндр — это только верхушка айсберга. Судьба коренных и шатунных вкладышей, а также поршневых пальцев на холодную зависит не столько от температуры, сколько от давления масла.

Давайте посмотрим правде в глаза:

На холостых (800 об/мин): Давление масла 1.5–2.0 бар. Масляный клин в подшипниках скольжения тонкий и ненадёжный. Вкладыши работают в режиме граничного трения. И этот режим длится 20-30 минут, пока массивный коленвал и масло в поддоне не прогреются.

При плавном движении (2000 об/мин): Давление масла подскакивает до 3.5–4.5 бар. Даже холодное масло под таким напором создаёт мощный гидродинамический клин, надёжно разделяющий шейку и вкладыш. А за счёт быстрого прогрева (3-5 минут) масло быстро достигает рабочей вязкости.

Что касается «ударных воздействий» — они возникают при резком газе на холодную, а не при плавном начале движения. Именно об этом предупреждают инженеры в каждом мануале: "Avoid high engine speeds and full throttle until the engine has reached its operating temperature."

Так что ваше «НО» не противоречит моей позиции, а подтверждает её с другой стороны. Долгий холостой ход — это пытка для вкладышей масляным голодом. Плавный старт — быстрое создание защитного клина и выход из опасной зоны.

Спасибо за ваш вопрос — он помогает докопаться до истины!
19.04.2026 20:06 (изменён 21.04.2026 09:46)
Читал, читал, устал. Не дочитал. Много не нужных букв. Видимо раньше инженеры были дураки, раз грели двигателя. А фраза "рабочая температура двигателя" это по видимому фраза умственно отсталых. От себя скажу так. Что бы не мучатся всеми этими дилемами греть или не греть, ставьте предпусковой подогреватель двигателя. Он вам и мотор разогреет, и движок при этом не работает. Топливо не хило так сэкономит. А пока будет спускаться с квартиры до машины на лифте, предварительно включив уже подогретый движок, то и в салоне будет тепло. И можно ехать. А да и ещё один момент, раз движок не включен, то и штрафов нет, а то что шум идет, так это просто гудит, дыма то нет, и штрафов тоже нет))).
У меня две машины на подогреве уже более 12 лет, и проблем нет, одни плюсы.
19.04.2026 21:14 (изменён 21.04.2026 08:18)
Руслан, вы предложили идеальное решение! Предпусковой подогреватель (типа «Вебасто» или электрический) действительно снимает все вопросы о прогреве. С ним и мотор, и салон уже теплые к моменту пуска, и можно сразу начинать спокойное движение без вреда для двигателя. Я считаю упущением что не указал такую возможность в статье.
19.04.2026 20:23 (изменён 19.04.2026 20:33)
Речь идет об эксплуатации в холодных климатических поясах. И тут как раз уместна установка подогревателя антифриза. Неважно какого - на основе сжигания ли топлива, или электрического. Затрат минимум, удобства и экономии на несостоявшихся ремонтах максимум. В течение жизни эксплуатировал и продолжаю в общей сложности 9 автомобилей, причем подолгу - средний пробег до последующей продажи 150-200 тыс. км. При этом ни разу не покупал новый автомобиль. Из всех авто только два раза капиталил моторы, оба раза из-под заметного количества предыдущих владельцев. Сам не положил ни одного. Больше скажу - 4 авто из 9 на газе, 1 дизельный с Вебасто, при этом на трех стояли электрические подогреватели через таймеры в розетках. Весь парк семейный легковой, от микролитражек до SUV. Посадка холодным утром в уже прогретый автомобиль градусов до 60 в малом контуре охлаждения источниками внешнего тепла реально выручает - можно ехать сразу на газе, сразу работает печка, теплый салон и, главное, мотору хорошо. Особенно это было заметно на дизельном Ситроен С5 с 2,0 HDi. Этим летом поставлю китайские электроподогреватели (дабы не рекламировать - не буду озвучивать название, на три крайних авто в семейном автопарке. И тогда тред "греть на месте или на ходу" будет вообще неактуальным. Последние лет 10 масла синтетика 5w30, из них последние три года - отечественного производства на китайских присадках, моют отлично, моторы чистые. Тоже без рекламы. До этого проблемы с гуталином от прежних владельцев двух авто GM отмечались на GM-маслах вплоть до мойки Димексидом одного мотора из них.
Тёзка, всё верно! Я в статье к сожалению не упомянул про предпусковые , в наших условиях - это наверное лучший вариант от всех тех бед что я расписал в статье, что поделать - заслужил холивар))))
19.04.2026 20:46 (изменён 20.04.2026 07:10)
Прогрев в современных авто начинается не на 800 об/мин, а гораздо выше (полагаю инженеры-разработчики авто уж точно хорошо понимают физику процесса) и только когда прогреется достаточно для возможности начать движение - обороты падают до холостых. Более того, и на старых авто прогрев осуществлялся не на холостых - для этого был предусмотрен "подсос", без которого и не завелась бы машина.
Отличное замечание, спасибо! Вы правы, современные ЭБУ действительно поднимают обороты после холодного пуска до 1200–1500 об/мин. Но важно понимать, зачем это делается.

У этого режима две задачи, и ни одна из них — не «прогреть мотор до рабочей температуры». Первая — максимально быстро разогреть катализатор, чтобы он начал очищать выхлоп. Вторая — стабилизировать работу холодного двигателя, пока бензин плохо испаряется.

Как только катализатор прогревается и смесеобразование стабилизируется, обороты падают до обычных холостых (650–800 об/мин). И вот с этого момента дальнейшее стояние на месте — уже вред. Масляный насос работает на минимальной производительности, давление масла низкое, а тепло от сгорания почти не передаётся блоку цилиндров.

Поэтому оптимальный алгоритм — дать двигателю поработать эти 1–3 минуты (пока не упадут прогревочные обороты), а затем начать плавное движение без резких ускорений. Именно так мотор, коробка и масло прогреваются быстрее и безопаснее всего.

Что касается «подсоса» на старых авто — да, там водитель вручную обогащал смесь и поднимал обороты. Но это было вынужденной мерой для карбюраторных моторов с минеральным маслом. Современные инжекторные двигатели с синтетикой работают по совершенно другим законам.
19.04.2026 23:30 (изменён 20.04.2026 03:49)
Это вечный спор о курице или яйце. Но тот кто запускал двигатель в -30 знает, что сразу после запуска машину просто жалко эксплуатировать. Она после ночи с трудом даже запускается. Ей минут 10 надо только масло с картера поднимать. Любое повышение оборотов даже на звук болезненно. ГУР не вращает руль... Надо ждать чтоб оттаяло. Либо запускаться из теплого гаража. В мороз всегда повышенный износ.
19.04.2026 23:45 (изменён 20.04.2026 13:54)
У меня Субару на автомате,на датчике температуры есть шкала с указанием рабочего режима, наверно не зря придумали.если на непрогретой машине включить драйв, получается пинок,при запуске двигателя обороты и так под 2тыщ.эбу поднимает(согласно вашей теории прогрева эбу делает правильно) пока не прогреется мотор коробка на D включается с толчками, на прогретой включается незаметно. считаю греть надо в разумных пределах, не до срабатывания вентилятора.
Комментарий удален автором
20.04.2026 00:48
Есть нюанс, например у меня субару хв, и там при запуске холодный двигатель молотит 2500 оборотов и они плавно спустя несколько минут падают до 1000 и конечно можно потихоньку ехать.
20.04.2026 02:47 (изменён 20.04.2026 07:14)
Уважаемый автор!! Несколько раз в ответах к комментариям вы повторяете о разнице давления горячего и холодного масла, утверждая при этом, что при давлении в 4- 5 бар, насос без проблем наполнит все каналы двигателя маслом. Так вот. Уверяю вас - это не так. У масла есть момент текучести в холодном и горячем состоянии. В холодном состоянии текучесть сильно ниже. И не важно, какое масло. Мы говорим о масле в одном и том же автомобиле, в холодном и прогретом состоянии. Здесь в силу вступает гидродинамика. У масляного насоса есть два показателя : Давление и производительность. Давление всегда обратно пропорционально производительности. И, учитывая, что проходные сечения масляных каналов условно одинаковы на одном и том же автомобиле - мы получаем падение производительности при росте давления. Другими словами - насос пытается протолкнуть холодное масло по каналам, масло сопротивляется, давление растёт, но объем подаваемого масла падает. Отсюда мы получаем масляное голодание двигателя на повышенных оборотах, да ещё и под нагрузкой. То же самое, условно, происходит и в АКПП.

Второй момент. Уж извините, не сдержался)))

С чего вы вообще решили, что мануалы к автомобилям пишут инженеры?! Их пишут маркетологи в тесной связке с юристами. И в этих, накиданных Вами вырезках из мануалов к Мерседес, Бмв и Ауди, логики и здравого смысла - ноль. Зато есть зелёная повестка и юридическая подстраховка.

С Уважением к Вашему труду.
Дмитрий, спасибо за столь развернутый и, чувствуется, профессиональный комментарий! Вы затронули, пожалуй, самые тонкие и важные моменты в этом споре — гидродинамику и вопрос доверия к официальным источникам. Очень ценю, что вы оперируете понятиями «производительность насоса», «момент текучести» и не скатываетесь к общим фразам. Давайте пройдёмся по вашим тезисам, мне есть что возразить, и я постараюсь сделать это так же аргументированно.

1. По гидродинамике и работе масляного насоса на холодную.

Вы пишете абсолютно верные вещи: давление и производительность насоса обратно пропорциональны, а при прокачке холодного, вязкого масла через калиброванные каналы объёмная производительность действительно падает, а давление в магистрали растёт. С точки зрения чистой теории гидравлики — вы правы.

Но давайте посмотрим на этот процесс с точки зрения режимов работы двигателя, а не абсолютных максимумов системы.

· На холостых оборотах (800 об/мин): Производительность насоса минимальна изначально. Да, холодное масло создаёт сопротивление, но насос просто не в силах создать достаточный объёмный поток, чтобы гарантированно «продавить» все каналы и, что самое важное, создать устойчивый гидродинамический клин в подшипниках скольжения (вкладыши коленвала, распредвал). Давление в магистрали может показывать 3-4 бара (из-за сопротивления), но скорость потока масла через зазоры крайне мала. Мотор работает в режиме, близком к граничному трению.
· При плавном движении (2000 об/мин): Да, сопротивление холодного масла никуда не делось. Но производительность насоса выросла в 2,5 раза за счёт оборотов. И вот тут ключевой момент: насос продавливает через те же каналы уже значительно больший объём масла в единицу времени. Пусть даже часть энергии тратится на преодоление вязкости, объёмного потока становится достаточно, чтобы сформировать мощный, упругий масляный клин, который надёжно разделяет трущиеся пары. Да, мотор не получает «максимальную» смазку, как на прогретом, но он получает на порядок лучшую смазку, чем на холостых.

Про опасность «повышенных оборотов под нагрузкой». Вы опасаетесь, что 2000 об/мин на холодную вызовут масляное голодание. Это справедливо для режима высокой нагрузки (газ в пол, крутой подъём). Но я говорю о плавном трогании и движении с минимальным открытием дросселя. В этом режиме двигатель выдаёт 15-25% от своей максимальной мощности. Нагрузка на подшипники минимальна, а возросший поток масла с ней легко справляется. Именно сочетание «низкая нагрузка + повышенный поток масла» и является «золотой серединой», рекомендованной инженерами.

2. Кто пишет мануалы: инженеры или маркетологи с юристами?

Вы подняли очень важный и справедливый вопрос о «зелёной повестке» и юридической подстраховке. Да, в современных мануалах действительно полно юридических и экологических «страшилок». НО!

Давайте обратимся к Руководствам по ремонту и техническому обслуживанию, которые пишутся не для потребителя, а для механиков. В этих документах, где нет места маркетингу, вы найдёте ровно те же указания. Например, в официальных сервис-мануалах BMW и Mercedes-Benz при описании процедуры замены масла или проверки давления чётко указывается: «После пуска не прогревать двигатель на месте, а начинать движение на умеренных оборотах». Это инженерное требование к обкатке или проверке, а не совет эколога.

Кроме того, сравните формулировки:

· Экологическая рекомендация: «Не прогревайте двигатель на месте, чтобы снизить вредные выбросы».
· Техническая рекомендация: «Avoid high engine speeds and driving at full throttle until the engine has reached its operating temperature» (Избегайте высоких оборотов и полной нагрузки, пока двигатель не достигнет рабочей температуры).

Чувствуете разницу? Инженеры не запрещают начинать движение, они запрещают нагружать холодный мотор. А самый безопасный способ начать движение и не нагрузить мотор — это как раз плавно тронуться и держать 2000 об/мин. Если бы долгий прогрев на месте был полезен, инженеры бы написали: «Перед началом движения дайте двигателю поработать на холостых оборотах не менее 10 минут». Но такой надписи нет ни в одном мануале ни одной современной машины. Потому что это противоречит физике.

Резюмируя.
Я не утверждаю, что можно завестись в -30°C и сразу крутить мотор до отсечки. Я говорю о том, что режим «плавного старта» (короткая пауза + спокойное движение) физически и инженерно более обоснован, чем длительная работа на холостых. Холостой ход — это компромисс, продиктованный экологией и необходимостью стабилизировать работу мотора в первые секунды, а не оптимальный режим для его прогрева и смазки.

Спасибо вам за ваше неравнодушие и глубокое погружение в тему. Именно такие дискуссии и двигают наше общее понимание автомобиля вперёд. И ваше замечание про гидродинамику — одно из лучших, что я видел в этой ветке. 🤝
20.04.2026 09:38 (изменён 20.04.2026 13:56)
Аффтар этого шедевра видимо является целевой аудиторией китайского автопрома, либо никогда не разбирался в устройстве и принципах работы автомобиля дальше названий основных агрегатов, либо и то, и другое. Иначе невозможно объяснить игнорирование того простого факта, что НА ЛЮБОЙ машине, оснащенной ЭСУД, особенно с электронной педалью газа, прошивка блока управления подбирает обороты холостого хода согласно температуре наружного воздуха (при наличии дмрв), температуре охлаждающей жидкости линейно в каждый момент времени, разряжению во пускном коллекторе при наличии дад (это к слову о зазорах, гидриках и всем том, что влияет на компрессию и разряжение на непрогретом моторе), сигналу с лямбды (никто ведь не забыл об электронном подогреве зондов? О каком бензиновом душе вещает Аффтар?) и наконец на изначально заложенных в прошивку алгоритмах работы в прогревочном режиме. Иной раз обороты хх достигают и 3500 тысяч с плавным снижением до нормальных по мере прогрева.
Далее, о каком повышении давления густого холодного масла на оборотах идет речь? Невозможно прогнать более вязкую субстанцию через калиброванные каналы быстрее, чем более текучую. Единственная правда в словах аффтара в том, что на оборотах масло греется быстрее, чем на хх, но
а) он не упоминает этого прямо
б) это не требует в нашей ситуации дополнительных действий от водителя, как мы убедились выше.
Далее, Аффтар почему то забыл, что большинство современного автомобильного парка передвигается на алюминиевом сердце под капотом с тонюсенькими чугунными гильзами. Я не в восторге, но это факт. И вся теория о разности в расширении металлов идет прахом, ибо характеристики металлов, используемых в двигателе, максимально приближены друг к другу. Да, на чугунном блоке есть некоторый зазор по расширению, но такие моторы не дураки делали и испытывали технику в разных условиях ( чего в китайских бричках не замечено, поэтому понимаю опасения некоторых на этот счет).

Пы. Сы. Разбаньте уже меня в комментах в тг. Да, я не фанат автомобилей с вариатором, но это не повод кидать аккаунт в бан
20.04.2026 12:15 (изменён 20.04.2026 12:16)
Олег, спасибо за развёрнутый и технически грамотный комментарий! Чувствуется, что вы разбираетесь в устройстве ЭСУД и не понаслышке знакомы с принципами работы современных моторов. Именно с такими оппонентами интереснее всего вести дискуссию. Давайте спокойно, без эмоций, пройдёмся по вашим тезисам. Возможно, мы смотрим на одну и ту же проблему, но с разных ракурсов.

1. Про ЭСУД и прогревочные обороты.
Вы правы, ЭБУ действительно поднимает обороты при холодном пуске, и в сильный мороз они могут достигать 1500–2000 об/мин. Но давайте уточним цель этого алгоритма. Это не «забота о ресурсе мотора» в чистом виде, а в первую очередь экологическая мера для быстрейшего прогрева катализатора и кислородных датчиков. Как только катализатор выходит на рабочий режим, обороты падают до стандартных холостых (600–800 об/мин). И вот с этого момента начинается самое вредное для двигателя время: низкое давление масла и обильный «бензиновый душ» на холодные стенки цилиндров. Мой посыл не в том, что ЭБУ плохо управляет мотором, а в том, что режим холостого хода сам по себе является самым неэффективным и вредным для прогрева масла и блока цилиндров. Плавное движение этот недостаток устраняет.

2. Про «бензиновый душ» и лямбда-зонд.
Простите, но здесь вы смешали тёплое с мягким. Наличие подогрева у лямбда-зонда нужно для того, чтобы сам датчик быстрее начал корректно измерять состав выхлопа. Но этот подогрев никак не влияет на физику процесса в цилиндре. А она такова: на холодном моторе бензин испаряется плохо, ЭБУ вынужденно льёт переобогащённую смесь, и часть топлива в жидком виде оседает на ледяных стенках цилиндров. Это не теория, а факт, известный как fuel wash. Жидкий бензин работает как растворитель и смывает масляную плёнку. Лямбда-зонд тут бессилен. И чем дольше мотор молотит на холостых, тем дольше длится этот смыв.

3. Про давление густого масла.
Вы пишете: «Невозможно прогнать более вязкую субстанцию через калиброванные каналы быстрее, чем более текучую». С точки зрения чистой гидравлики вы правы. Но мы говорим не о «скорости прогона», а о давлении в системе. На холостых оборотах масляный насос выдаёт минимальное давление (около 1.5–2 бар). Этого давления недостаточно, чтобы создать надёжный гидродинамический клин, особенно на холодном, густом масле. При плавном движении на 2000 об/мин производительность насоса резко возрастает, и давление подскакивает до 3.5–4.5 бар. Высокое давление «продавливает» даже густое масло, гарантированно разделяя трущиеся пары. Именно высокое давление, а не температура, является главным защитником в первые минуты.

4. Про алюминиевые блоки и тепловое расширение.
Вынужден вас поправить и здесь. Разница в коэффициентах теплового расширения (КТР) никуда не делась. Поршень сделан из алюминиевого сплава. Гильза, даже запрессованная в алюминиевый блок, — чугунная. КТР чугуна почти в два раза ниже, чем у алюминия. На холодном моторе поршень нагревается за секунды от горячих газов, а массивный блок с гильзами остаётся холодным. Возникает критически малый зазор. На холостых оборотах этот опасный период длится 10–15 минут. Плавное движение под нагрузкой (даже частичной) даёт в разы больше тепла, и блок прогревается за 2–3 минуты, быстро «догоняя» поршень по температуре. Мы сокращаем время жизни с опасным зазором.

Резюмируя: Я не утверждаю, что нужно заводить и сразу «наваливать». Я говорю о том, что после короткой паузы (30–60 секунд) нужно начинать плавное движение. ЭБУ с его алгоритмами — это помощник, но он не отменяет законов физики. А они говорят, что холостой ход — это пытка для холодного мотора.

P.S. По поводу бана в ТГ — увы, я не модератор и не владелец канала, так что помочь не смогу. Но рад, что вы пришли обсудить тему здесь, в комментариях. Конструктивная критика всегда ценна. 🤝
20.04.2026 11:32 (изменён 21.04.2026 03:23)
Бензиновый душ смывают масляную пленку…Конечно,масло же в этот момент не подается в двигатель ,оно же в состоянии солидола в поддоне,пока не поедешь🙈А еще от VPN может загореться телефон😂Такое впечатление,что автор сотрудник журнала «За рублем».
Алексей, отличный сарказм, зашло! 😄 Люблю, когда с юмором подходят к делу.

Про «солидол в поддоне» — вы утрируете, но я вас понял. Никто не говорит, что масло не поступает в двигатель. Оно, конечно, поступает, иначе мотор умер бы через минуту. Вопрос в том, как и под каким давлением оно это делает. На холостых это давление минимально, и масляная плёнка на стенках цилиндров тонкая и уязвимая для того самого «бензинового душа», который её смывает. А на 2000 об/мин давление масла уже в 2–3 раза выше, и клин держится куда увереннее, даже если масло ещё холодное.

Про «За рублём» — это вообще лучший комплимент! 😉 Значит, мои аргументы звучат убедительно. Именно там и в других профильных изданиях уже лет 15 объясняют, почему «дедовский» метод прогрева на месте вреден для современных моторов. Я просто перевожу это с инженерного на человеческий.

Спасибо, что заглянули на огонёк, и удачи на дорогах!
20.04.2026 22:34
Никогда не грел свои авто (кроме ВАЗ). Всегда заводил и медленно ехал. На предпоследнем своем авто БМВ Х3 дизель 2л, проехал с 0 до продажи 300тыс.км. Куда только новый владелец при покупке не заглянул. Вопросов по двигателю не было.
21.04.2026 15:50
Комментарий удален автором
21.04.2026 15:51
Комментарий удален автором
21.04.2026 15:51
Комментарий удален автором
21.04.2026 15:53
Прочитал и заметку и отзывы. И что хочу сказать . Споры про греть или нет такие же древние как шипы или липучка , лить масло в фильтр или нет и так далее Машину зимой греют для того чтобы в ней было тепло. . Масло и зазоры мало кого интересуют. Если человек во что-то верит разубедить его невозможно .веравно ты останешься ума недалёкого. .. У меня нива Шевроле 07 года. С в теплое время не грею совсем , сели поехал . В мороз даю потыркатб минуты 2 или три и потихоньку поехал . Пробег 270 000тысяч . И мотор а прекрасном состоянии для своего возраста. Делайте своевременный уход , Лейте хорошее масло согласно сезона и будет вам счастье . Все зависит от владельца . И делайте так как считаете нужным . Но при этом не оскорбляйте других ибо сколько людей столько и мнений. Удачи на дорогах
Авторизуйтесь на сайте чтобы оставить лайк